Обоснование учебно - методического комплекса "Планета знаний"
«Первоклассные родители» понимают, как важно выбрать ребенку не только школу, но и первого учителя. Но успешность обучения маленького человека стоит на трех китах. Имя третьему – УМК. Останавливая свой выбор на той или иной школе, учителе, обязательно поинтересуйтесь, по какому учебно-методическому комплекту в ней учатся. Подходит он вашему чаду или нет? С 2010 года в своей педагогической деятельности я реализую УМК «Планета знаний» и подробно расскажу об этом комплекте и его особенностях родителям и коллегам.
Этот учебно-методический комплект для начальной школы издается с 2003 года. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки России, включены в федеральный перечень школьных учебников.
Главная особенность УМК «Планета знаний» – его целостность: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов (культурологический, коммуникативный, информационный и деятельностный) к организации учебной и внеурочной деятельности. В комплекте все подчинено:
- формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу последующего обучения;
- созданию образовательного пространства, в рамках которого возможны учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей интересам, потребностям и возможностям маленького ученика.
Учебно-методический комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем предметам для всех классов начальной школы. Учебники сделаны так, чтобы детям было интересно учиться, а родителям – легко помогать, если у ребенка по какой-либо причине возникли трудности в освоении учебного материала.
Например, каждый учебник по любому предмету для всех классов делится на несколько крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение к ним помогает представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания.
Ребенок и родители
всегда смогут увидеть, что уже изучено и сколько интересного еще впереди.
Учебный материал во всех учебниках и рабочих тетрадях разделен на инвариантную и вариативную части (ориентир – цветовое оформление полей разворотов).
Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания, заложенному в стандарте, т.е. это необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал. В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню подготовки и темпу развития. Поэтому учащимся предлагается сделать выбор. Происходит не только признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого материала и уровня его усвоения, но и формирование учебных и познавательных мотивов, умение контролировать и оценивать свои действия и их результат. Родители могут оказать ребенку помощь в правильной оценке уровня усвоения учебного материала, в стремлении постепенно переходить от простых к более сложным заданиям.